Мы поговорили с Хэнком Марвином, легендарном участнике The Shadows, о том, за что он любит усилитель Vox AC30.
Вы выбрали Vox, или Vox выбрал вас?
"Мы играли совместный концерт с The John Barry Seven, и, кажется, у Вика Флика был усилитель Vox. Так или иначе, мы достали себе несколько экземпляров. Наверное, менеджер договорился с компанией. В общем, у нас появились AC15, и мы стали на них играть. Они были намного лучше моего старенького Selmer, который походил на коробку из-под кукурузных хлопьев.
Но из-за того, что фанаты орали на концертах, мы вообще не слышали себя на сцене. Я поговорил с Диком Денни и спросил: «А нельзя просто соединить два усилителя вместе?» Он ответил: «Это так не работает!»
Потом я снова обратился к нему и спросил, можно ли сделать усилитель в два раза громче. Он ушел, а через некоторое время нам позвонили и сказали, что он собрал новый усилитель AC30, значительно мощнее AC15. Нам привезли пару таких, и мы начали их использовать."
Вам приходилось выкручивать их на полную мощность?
"Насколько я помню, мы никогда не выкручивали усилители до максимума, потому что начинались искажения, а в то время такой звук считался некрасивым. Я просто настраивал усилитель, стремясь получить четкий, насыщенный звук. Если послушать, например, «Man Of Mystery» или некоторые другие наши записи, можно услышать легкие искажения. Я не всегда играл на полной громкости, иногда чуть убавлял."
Каково было работать с Vox?
"Они всегда были на связи. Том Дженнингс и Дик Денни лично занимались нами. Как только мы добились успеха c «Apache» и последующими хитами, все захотели оборудование, как у нас — Fender и Vox. И я их понимаю.
Но компания всегда шла нам навстречу. К примеру, мы заметили, что если усилители стоят на полу, получается больше низких частот, но при этом их хуже слышно. Поэтому мы ставили их на стулья, чтобы лучше контролировать звук. Потом мы спросили у Тома: «А нельзя сделать какую-нибудь стойку?» — и так появились хромированные подставки, которые, кажется, стали использовать и The Beatles."
Для вас делали усилители с какими-то особыми настройками?
"Насколько я знаю, это были абсолютно стандартные усилители. Просто приходилось крутить ручки тембра, чтобы получить нужный звук. В те времена о таких вещах особо не задумывались."
Что вы думаете о более поздних версиях AC30 с Top Boost?
"Они сказали: «Смотри, мы улучшили усилитель — добавили Top Boost, теперь можно сделать звук ярче». Мы попробовали, и это действительно добавляло блеска, но ручка была опасной — с ней можно сделать звук просто оглушительным. Нужно было быть аккуратным и не переборщить с Top Boost."
Вы по-другому настраивали усилители в студии?
"Я просто выставлял громкость так, чтобы звук был приятен уху. Только и всего. Но однажды наш продюсер Норри Пэрамор поехал в США, побывал на нескольких сессиях и вернулся с наблюдением: сессионные музыканты играют в студии очень тихо. Мы обсудили это и решили попробовать снизить громкость — вдруг звук станет лучше.
Учитывайте, что мы записывались все вместе, и единственной преградой между усилителями была перегородка метровой высоты. Чем громче играешь, тем хуже звуки разделяются. Так что снижение громкости действительно помогало."
Вы недавно рассказывали, что снова использовали Vox на своей новой записи.
"Да, я использовал их на альбоме «Hank», а также на реюнионе Cliff Richard And The Shadows Reunited. Недавно я попросил специалиста проверить мой Vox — он сказал, что с ним всё в полном порядке, работает идеально."